О недопустимости Крещения без оглашения

В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «..идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28: 19, 20). В своем толковании на это место святитель Афанасий Великий отмечает, что «Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство». Концепция миссионерской деятельности РПЦ особо подчеркивает «каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации».

Корпус канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к Крещению.

«Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере» (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора). Во 2-м каноне I Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил. Под угрозой исключения из клира священникам предписано выделять определенный период на оглашение, т. к. это является благом для духовного роста оглашенного.

45-й канон Лаодикийского Собора запрещает принимать в списки крещаемых имена тех людей, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение месяца. Оглашение перед Крещением дает человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2-й канон I Вселенского собора).

О негативных последствиях крещения взрослых людей без какой-либо подготовки говорил известный миссионер-проповедник ХХ века митрополит Антоний Сурожский: «Неужели нам надо таких творить? Если человека крестить преждевременно, без подготовки, он потом не растет. Он уже свое получил, зачем ему еще чему-то учиться?«

Актуальность оглашения в настоящее время отмечается и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом: «Принятию церковного Таинства крещения… должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования«.

В Концепции миссионерской деятельности РПЦ отмечено, что «того, кто не хочет посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно«.

Стремление как можно быстрее крестить человека во многих случаях является проявлением магического миросозерцания, когда «полезность» участия в Таинстве оценивается безо всякого учета свободной воли человека и его способности воспринять и сохранить благодатные дары.

С точки зрения православного богословия «крещение не имеет значения для спасения крещенного, если он не будет наставлен и не научится истинам веры, которые он свободно примет«. Некрещеный будет судим по закону совести, а крещеный человек — по закону Евангелия, даже если он и не собирался свою жизнь посвятить Христу: «Принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем некрещеные, как поругавшие… святую одежду Христову». «Кто по принятии благодати Крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе».

Стремление как можно скорее крестить обратившегося к вере взрослого человека или младенца неопытных в церковной жизни родителей — противоречит традициям и канонам Церкви!

Спаси Господи всех благотворителей и жертвователей нашего храма: Лидию, Анну, Людмилу, Анну, Иоанна, Димитрия, Светлану, Дарию, Татьяну, Ксению, Иоанна, Валерия, Людмилу, Олега, Марию, Ольгу, Никиту, т. б. Наталью, Алексия, Киру, Анастасию, Елисавету, Дарию, Елену, Николая, Димитрия, Лидию, Валерия, Нику, Анастасию, Иулию, Игоря, Лидию, Марию, Екатерину, Нику, Никиту, Нику, Иоанна, Людмилу, Нику, Марию, непраздную Анну, Никиту, Никиту, Вячеслава, Марию, Георгия, Максима, Нику, Ивету, Никиту, Вячеслава, Максима, Сергия, Марию, Нику, Ларису, Людмилу, Нику, Димитрия, Нику, Антонину, Елену, Нику, Иоанна, Анну, Максима, Ольгу, Ларису, Сергия, Андрея, Валентину, Татиану, Елену, Елену, Виктора, Валентину, Лидию, Надежду, Наталию, Алексия, Людмилу и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие, и сохрани их на многая и благая лета!

Онлайн-казино Вавада известно не только высококачественными играми и честной системой, но и активным участием в социальных проектах. Одним из направлений такой деятельности стало сотрудничество с Храмом в Братцево. Эта инициатива подчёркивает ответственность и желание Вавада вносить вклад в культурное и духовное развитие общества, объединяя азартные развлечения и благотворительность в единое целое.