Ангелы и Чудеса

Само слово «ангел» (angelos) буквально означает «вестник», «посланник» и таким образом указывает не на природу, а на исполняемое служение. В Священном Писании Ангелами называются Сам Господь Иисус Христос (Мал. .4:1), Иоанн Предтеча (Мф. 11:10), ветхозаветные священники (Мал. 2:7), пророки (2 Пар. 36:15-16) и даже неодушевленные предметы, когда они являются орудиями воли Божией (Пс. 77:49).

«Пространный Катехизис» дает следующее определение Ангелов: «Духи бесплотные, одаренные умом, волею и могуществом». Ангелами они называются, «потому что Бог посылает их возвещать волю Свою».

Священное Писание прямо говорит, что Ангелы сотворены Богом: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их» (Неем. 9:6). Строго опираясь на данные Священного Писания, можно утверждать, что Ангелы сотворены не позже третьего дня творения. В Иов. 38:4-7 (книга Иова, Ветхий Завет) говорится, что Бог основывал землю «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости».

angel2Об ангельской иерархии поведал апостол Павел, и его ученик Дионисий Ареопагит (он был членом Ареопага, верховного суда Афинского) записал и составил книгу «О Небесной Иерархии».

Устройство ангельского мира по этой книге представляется в таком виде: все Ангелы разделяются на три лика, а в каждом лике находится по три чина.

Высший лик, первый – это ангелы, наиболее приближенные Богу. Серафимы, «пламенеющие» или «горящие», пылко стремятся к Богу, просвещающей силой своей возводят низшее к горнему, попаляя всякое омрачение. Херувимы, «обилие познания» или «излияние мудрости», знают и созерцают Бога, они способны просвещать и передавать свою мудрость. Престолы носят Бога, к Которому прилеплены они неподвижно и твердо, и воспевают они величие Божие.

Второй лик – Господства, Силы и Власти. Господства свободно обращены к Божественной мужественности, они созерца­ют Бога именно как Промыслителя, воспе­вают Его попечение о мире. Для Сил Бог – Чудотворец, и они неустанно отказываются от лености и праздности, чтобы приближаться ко Творцу в Богоподобных делах.  Власти прославляют Бога как Всемогущего, «всякую власть имущаго на небеси и на земли».

Третий лик ангельских чинов – Начала, Архангелы и Ангелы. Началам вверена способность управлять стихиями природы в согласии с Богом установленным порядком, Архангелы – старшие ангелы, учителя небесные, а Ангелы – самый близкий к людям Небесный чин. Об Ангелах Хранителях Господь Иисус Христос говорит: «не призирайте ни одного из малых сих; ибо... Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

Само название «Ангел Хранитель» связано со словами псалма: «Ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих» (Пс. 90:11). По отношению к человеку, которому дается Ангел, он является хранителем его души и тела (Пс. 90:10-11) и молитвенником перед Богом (Тов. 12:15), помогает ему в деле его спасения.

Большой православный праздник, веселый и светлый, Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, празднуется 21 ноября. Этот праздник в честь святых ангелов в просторечии именуется Михайловым днем, он очень чтим верующими людьми.

День Ангела, называемый также днем тезоименитства или именинами – один из самых важных для православного христианина дней – это день небесного покровителя человека, святого, чье имя дается христианину при крещении. Как правило, днем Ангела является следующий за днем рождения день памяти святого, чье имя носит христианин. 

angel1О нашем отношении к Ангелам-Хранителям

Отношения, или обязанности, какие налагает на каждого верующего вера и долг любви к Ангелу-Хранителю своему, постараемся уяснить для себя в следующем:

1) Словом Божиим нам внушается мысль о том, что Ангел-Хранитель принадлежит к лику святых духов горнего мира, он есть слуга и посланник Божий, не по достоинству человека, падшего и грешного, но ради благодатного восстановления и усыновления его Богу, посылаемый на служебное содействие его спасению. Мысль об этом внушает каждому священную обязанность — благоговеть пред своим Хранителем как пред существом высшим, святым и ближайшим к Господу Богу, как пред Ангелом, приходящим к нему от Самого Господа Бога. Отсюда сама собою открывается первая обязанность верных, в особенности чтить своих Ангелов-Хранителей и обращаться к ним с благоговейными молитвами. Говоря собственно о нашей обязанности молиться Ангелам, св. Амвросий указывает и на то, сколь нужно и благопотребно человеку обращаться к свв. Ангелам с молитвою. «Больные не могут испросить себе помощи у врача, если он не будет призван к ним старанием других. Немощна наша плоть, душа болезненна, связана греховными узами, не может изъяснить Врачу оному всего, что нужно. Посему-то нам и должно обращаться с молитвою к тем Ангелам, которые даны нам как споспешники».

2) Живое сознание нежной и предусмо­трительной любви, с какой Ангел — подражатель Божией беспредельной любви — про­ходит свое служение верному рабу Христо­ву, не должно ли иметь глубокого действия на сердце каждого, живущего под влиянием такого содружества и любви? Не должно ли непрестанно воспитывать в нем чистых рас­положений любви к Ангелу-Хранителю сво­ему, и желания соответствовать всегда и во всем нежной его заботливости? И вот обязанность благодарной любви к Ангелам-Хранителям. Блаженный Августин внушает, чтобы и в самом чествовании Ан­гелов была любовь, а не рабство.

3) Памятование о той цели, к которой направлено здесь все благодетельное служе­ние Ангела-Хранителя, именно: к укрепле­нию человека в жизни благочестивой — по учению, закону и примеру Подвигоположника Иисуса Христа, — живо напоминает верующему о его обязанности, деятельным упражнением и ревностными подвигами для достижения в зрелости мужа, в меру полно­го возраста Христова (Еф. 4, 13), сохранять верность своему Ангелу-Хранителю.

4) С другой стороны, примечая в себе враждебные Богу и Ангелу-Хранителю вле­чения на путь нечестивых, испытывая мно­гообразные прелести и искушения от врагов спасения, верующий должен возбуждать себя к неослабному сопротивлению, между прочим, представлением своей обязанности не изменять Ангелу-Хранителю, раболепным служением греху и содружеством с про­тивниками всякого добра.

5) В случае грехопадений и нарушения со­юза с Ангелом-Хранителем верующий обязан покаянием, скорым и искренним, привлекать к себе небесного споспешника и восстановлять живой с ним союз, без уныния, с уверен­ностью, что не только Ангел-Хранитель, но и все прочие Ангелы на Небесах радуются «и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10).

Укажем о прочих обязанностях.

1) Из понятия об Ангелах-Хранителях как о сопребывателях наших, как о ближайших и всегдашних свидетелях нашей жизни само собой следует сугубо обязательное для каж­дого из нас правило: соблюдать осторож­ность не только в действиях, но и в словах и в мыслях, дабы ни в уединении домашнем не оскорблять своего Ангела-Хранителя, ни в общении с другими не сделать чего-либо неприличного и оскорбительного для чисто­го взора и слуха свв. Ангелов, которые, и пребывая с нами, «всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10). Если мы, говорит св. Иоанн Златоуст, имеем близ себя Ангелов; то надлежит нам вести себя скромно, как прилично в присут­ствии таких наставников. «Если опасение встретить свидетелей преступления, — по словам св. Илария, —останавливает от совершения преступления, уже замышленного в душе; то как не уко­ризненно должно быть поведение человека-христианина, когда он представляет себе, что его отовсюду окружают взоры столь многих духов ангельских, которые суть сви­детели не одних только дел наших, но и са­мых намерений воли? Когда повлечет нас к страстному вожделению немощная природа, не должны ли мы почувствовать страха в присутствии окружающих нас ликов ангель­ских?.. Ежели Ангелы младенцев всегда ви­дят Отца нашего Небесного, не должны ли мы страшиться свидетельства таковых Анге­лов, когда знаем, что они и при нас всегда присутствуют, и пред Богом предстоят».

2) Из понятия об Ангелах-Хранителях как о наставниках наших очевидно вытекает обязанность наша заботиться о молитвен­ном настроении духа, иметь внимательный ум, открытое сердце, искреннее желание, не только слышать их благие вещания, но и следовать святым их внушениям. «Аще истинно молишися, — говорит прп. Нил, — многое извещание обрящеши: и Ан­гели придут к тебе, якоже и к Даниилу, и вины бываемых возвестят ти». «Молитвою своею, — по замечанию одного из отече­ственных наших проповедников, — Даниил проложил стезю, или поставил лестни­цу, по которой нисшел к нему небесный посланник».

3) Из понятия об Ангелах-Хранителях как о неотступных стражах наших среди опас­ностей и заступниках наших в различных напастях жизни вытекает обязанность наша в опасностях просить их ходатайства пред Богом об избавлении нас от напастей и в их предстательстве искать себе успокоения и защиты от недоброжелателей и врагов. «Помните, — говорит св. Амвросий, — что рабов Божиих хранят более те, которые не­ видимы, нежели те, которые видимы. Но они и хранят тогда, когда бывают призываемы вашими молитвами».

4) Из понятия об Ангеле-Хранителе как о небесном помощнике в болезнях душевных и телесных открывается наша обязанность — от него просить утешения и в случае неду­гов телесных к нему обращаться прежде, нежели к земным врачам и советникам.

5) Тому, кто смущается мыслью о смерти, прилично искать примирения с сей мыслью в уповании (и при смерти, и по смерти) на неотступного Ангела-Хранителя своего. Предоставляем благочестивому размыш­лению каждого уяснить в свое назидание обязанности наши, усвоить, по возможности, ангельские свойства чистоты, стремиться к жизни ангелоподобной.

***

История трех еврейских отроков-служителей ис­тинного Бога — Анании, Азарии и Мисаила

Анания, Азария и Мисаил, будучи в плену Вавилонском, не исполнили приказания царя Навуходоносора о поклонении золото­му истукану, за что осуждены были на со­жжение в печи огненной. Взятые царскою стражею и связанные по рукам и ногам от­роки еврейские брошены были в печь, рас­каленную до такой степени, что стражни­ки, ввергавшие их в печь, пали мертвыми от сильного пламени. Три юных мученика лежали связанные среди пылающего огня, но Ангел Господень приял их на свои руки, расторг их узы, и они свободно ходили в огненном пламени, славя и благословляя Бога. Ангел Божий, находившийся с ними, отклонил от них огненный пламень, веял на них ветром и окроплял их обильною ро­сою. Огонь не коснулся к ним и не причинил им никакого вреда. Отроки воспели в про странной печи песнь благодарения и сла­вословия Богу, а Навуходоносор, услышав их поющих, пришел в удивление, и спросил вельмож своих: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказа­ли царю: истинно так, царь! Но царь сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию... (Дан. 3, 25). Благословен Бог, Который послал Анге­ла Своего, и изъял отроков Своих, которые уповали на Него.

***

Ангел наставляет преподобного Антония Великого

Святой авва Антоний, пребывая некогда в пустыне, впал в уныние и в глубокую тьму помыслов и взывал к Богу: «Господи! Я хочу спастись, а помыслы не дают мне. Что мне делать в моей скорби? Как спастись?» И вскоре потом Антоний, встав, вышел из кельи; и вот видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился, после опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал вслух ему: «Ты делай так и спасешься, т. е. труд сменяй молитвою и молитву трудом — трудись и молись!» Услышав это, Антоний весьма обрадовался и ободрился. Стал так делать и спасался.

***

Бдение Ангела-хранителя

Ангелы наблюдают за людьми не только в бодрственном состоянии их, но и во время сна: «Радуйся, яко спяща мя храниши», го­ворится в акафисте Ангелу-Хранителю. Так, к преподобному Иоанну пришел однажды во вре­мя его сна подвижник и увидел у постели его Ангела.

***

Помощь Ангела-Хранителя в борьбе с диаволом

Блаженная Феодора рассказывала: «Авва Исаия поведал об одном великом старце. Прежде вступления в безмолвие видел он в исступлении некоего юношу, у которого лицо сияло ярче солнца и который, взяв его за руку, сказал: «Иди, тебе предлежит борь­ба», — и ввел его в зрелище, переполненное людьми, с одной стороны — облеченными в белые одежды, а с другой — в черные. Ког­да он вывел его на место борьбы, тот уви­дел перед собой человека-эфиопа, страшного и высокого, голова которого достигала облаков. Державший его Ангел-Хранитель сказал ему: «С ним ты должен бороться». Увидев такое страшилище, он в испуге весь начал трепетать и просил своего Храните­ля избавить его от этой беды, говоря, что никто из имеющих смертное человеческое естество не может бороться с ним. Ангел Божий сказал ему: «Можешь, вступи только в борьбу со всем рвением, ибо коль скоро ты схватишься с ним, я помогу тебе и до­ставлю тебе победный венец». И действи­тельно, как только они схватились и начали бороться, Ангел Божий подошел и помог ему одолеть эфиопа. Тогда все черные эфиопы с ропотом и бранью исчезли, а хор Ангелов восхвалил помогавшего ему и даровавшего победу.

Так и нам, матери и сестры, должно оставить все вещественное, да сможем бла­годатью Христовой в крепости и силе проти­воборствовать мрачному эфиопу, возделы­вателю всех страстей, — диаволу. Если же прельстимся и падем, то сделаемся достоя­нием нашего врага — диавола. Ибо великий апостол Павел говорит: «Кто кем побежден, тот тому и раб есть — доброму или худому» (2 Пет. 2, 19). Потому Бог и дал нам ум и рассуждение — для того, чтобы, различая доброе и худое, мы держались доброго». (Митерикон. С. 87. М., 1908.)

***

Глазами святого Василия Блаженного

Святой Василий Блаженный, Московский чудотворец, проходя мимо домов, где вели благочестивую беседу, или читали Священ­ное Писание, или в котором совершалась домашняя молитва, улыбался и с выраже­нием радости бросал камни в углы таких до­мов. Многие дивились этому и спрашивали его, зачем он бросает камни? Блаженный отвечал: «Я радуюсь святости этих домов и благочестию живущих в них, а камнями отгоняю бесов, которые, не имея возмож­ности оставаться в доме, где совершаются дела богоугодные, выходят из него и поме­щаются вне его на стенах; так вот я отго­няю их и от стен». А когда св. Василий про­ходил мимо такого дома, в котором пелись нескромные песни, происходили пляски или соблазнительные игры, то он со слезами обнимал углы того дома. Опять спрашива­ли его, для чего он это делает? Он отвечал: «Неподобающее христианам совершается в этом доме. Спаситель заповедал нам непре­станно молиться, да не внидем в напасть, а не суетными делами утешаться. Святые Ангелы-Хранители наши, приставленные к нам Богом для нашего хранения, не терпя таких не свойственных христианам увеселе­ний, не могут пребывать в том доме и сидят на углах снаружи дома в скорби и унынии: я приветствовал Ангелов и просил их умолить Господа о спасении людей, к которым они приставлены».

***

Ангел изглаждает грехи из хартии

Некогда один святой старец, спасавший­ся на горе Олимп, беседовал с братиями о спасении души. Во время беседы к старцу подошел простолюдин, поклонился ему и молча остановился. Старец спросил: «Что тебе нужно?» Простолюдин сказал: «Да при­шел к твоей святыне исповедать свои грехи, честный отче». Старец сказал: «Говори пе­ред всеми, не стыдись». Тогда простолюдин начал в присутствии всех исповедовать свои грехи, иные из которых были столь тяжки, что неудобно и называть их. Когда он все рассказал со слезами, то поник долу и сто­ял унылый с сокрушенным сердцем. Старец же, после его исповеди, долго размышлял о чем-то и, наконец, сказал: «Хочешь ли принять иноческий образ?» «Ей, отче, — ответил простолюдин, — желаю и даже за­хватил сюда необходимые при пострижении одежды». После этого старец преподал ему несколько наставлений, облек его в ангель­ский образ и, отпуская, сказал: «Иди, чадо, с миром и больше не согрешай». Он же, по­клонившись до земли, ушел, славя Бога. Монахи всему этому удивлялись и сказали старцу: «Что это значит, отче? Сколько тяж­ких грехов сейчас он назвал, и ты не дал ему никакого послушания, не наложил на него ни малейшей епитимьи?» «О, любез­ные дети, — сказал старец, — неужели вы не видели, что, когда он исповедовал свои грехи, близ него стоял страшный муж, лицо которого блистало, как молния, и одежды его были белы, как снег. Он держал в руках хартию грехов каявшегося, и когда просто­людин высказывал мне грехи перед всеми вами, он постепенно изглаждал их из хар­тии? И если таким образом простил его Бог, то как же я-то после этого смею давать ему какую бы то ни было епитимью?» Услышав это, монахи ужаснулись и возблагодарили Господа нашего Иисуса Христа, возвеличи­ли благость и человеколюбие Его и разо­шлись, дивясь о преславных делах Бога на­шего.

***

Видение Филарету Глинскому

Ночью 2 января 1833 года после утрени, стоя на крыльце своей кельи, отец Фила­рет Глинский увидел сияние на небе и чью-то душу, с пением возносимую Ангелами на Небо. Долго смотрел он на это чудное видение. Подозвав к себе некоторых бра­тий, оказавшихся тут, показал им необыкновенный свет и, подумав, сказал: «Вот как отходят души праведных! Ныне в Сарове почил отец Серафим». Видеть сияние сподобились только двое из братий. После узнали, что действительно в ту самую ночь скончался отец Серафим.

***

Ангелы в Евангелии

Архангел Гавриил предвозвестил Пресвятой Деве Марии рождение от Нее Сына Божия. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошедши к ней, сказал: радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами» (Лк. 1, 26-28).

Когда Иосиф, обручник Пресвятой Девы, усомнившись в ее девственной чистоте, возымел намерение тайно прекратить условие обручения с нею, то удержан был от этой несправедливости Ангелом, который указал ему на сверхъестественное зачатие обручницы его и таким образом не позволил ему преткнуться о камень соблазна.

Рождается Христос, и его рождение приветствуется хором Ангелов.

Когда Господь Иисус родился в Вифлееме, Ангел Господень ночью явился пастырям и благовествовал им о рождении в Вифлееме Спасителя мира. «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь: я возвещу вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь» (Лк. 2, 8-11). И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. (Там же, 13-14.)

Христос-Младенец подвергается опасности смерти, и через Ангела Господь повелевает Иосифу удалиться с Ним в Египет. Праведный Иосиф, по требованию небесного вестника, вместе с младенцем Иисусом и Его Матерью бежал в Египет для того, чтобы таким образом избавить Святого Младенца от рук жестокого Ирода. Этот же Ангел сообщил Иосифу о смерти Ирода и повелел ему теперь возвратиться в свою отечественную землю.

angel3

Христос, крестившийся от Иоанна, подвергается в пустыне искушению от диавола и укрепляется явлением Ангелов Божиих. После искушения Иисуса Христа в пустыне приступили к Нему Ангелы и служили Ему. Искуситель говорит Иисусу: «Бог заповедает Ангелам Своим хранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Слова эти заимствованы из девяностого псалма Давидова (11-12 ст.) и доказывают веру иудеев в бытие Ангелов-Хранителей. Спаситель подтверждает истину существования таких Ангелов, когда говорит, что Ангелы детей постоянно созерцают лицо Его Небесного Отца. На последнем суде добрые Ангелы отделят праведных от грешников и ввергнут грешников в вечный огонь.

Свершает Господь круг жития Своего на земле. Ему предстоят вольные страдания, и Он готовится к страшному испытанию молитвою в саду Гефсиманском. Туга душевная, первая и тягчайшая половина Его страданий, измучила Его, и для укрепления Его является Ангел Господень.

Ангел же Господень является при воскресении Иисуса Христа и отваливает камень от пещеры, Ангелы возвещают мироносицам о воскресении Его. По повествованию евангелиста Марка, жены-мироносицы, придя к гробовой пещере, в которой было положено тело Господа, увидели в ней юношу, одетого в белую одежду и сидевшего на правой стороне (Мк. 16,5); то был Ангел. Об этом Ангеле евангелист Матфей говорит, что он, сошедши с неба, отвалил камень от входа в гробовую пещеру, и сидел на камне. Вид лица его был, как молния, и одежды его были белы, как снег (Мф. 28, 2-3). Мария Магдалина, придя к гробовой пещере, наклонилась и посмотрела во внутренность пещеры; при этом она увидела двух Ангелов в белых ризах; Ангелы сидели в тесной гробовой пещере: один сидел у головы, другой у ног в том месте, где лежало тело Господа Иисуса (Ин. 20, 11-12).

 

Список литературы:

Архимандрит Алексий. Об Ангелах-Хранителях. М., 1849

Давыденков Олег, иерей. Катихизис. М., ПСТГУ, 2001

Алексей Фомин. Невидимый мир Ангелов

Спаси Господи всех благотворителей и жертвователей нашего храма: Лидию, Анну, Людмилу, Анну, Иоанна, Димитрия, Светлану, Дарию, Татьяну, Ксению, Иоанна, Валерия, Людмилу, Олега, Марию, Ольгу, Никиту, т. б. Наталью, Алексия, Киру, Анастасию, Елисавету, Дарию, Елену, Николая, Димитрия, Лидию, Валерия, Нику, Анастасию, Иулию, Игоря, Лидию, Марию, Екатерину, Нику, Никиту, Нику, Иоанна, Людмилу, Нику, Марию, непраздную Анну, Никиту, Никиту, Вячеслава, Марию, Георгия, Максима, Нику, Ивету, Никиту, Вячеслава, Максима, Сергия, Марию, Нику, Ларису, Людмилу, Нику, Димитрия, Нику, Антонину, Елену, Нику, Иоанна, Анну, Максима, Ольгу, Ларису, Сергия, Андрея, Валентину, Татиану, Елену, Елену, Виктора, Валентину, Лидию, Надежду, Наталию, Алексия, Людмилу и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие, и сохрани их на многая и благая лета!