Икона Покрова
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным твоим омофором...
В каждом Покровском храме в иконостасе рядом с образом Спасителя Вы увидите храмовую икону – Покрова Пресвятой Богородицы. В нашем храме две иконы Покрова Пресвятой Богородицы: храмовая и в иконостасе.
Первые иконы, посвященные этому празднику, были написаны на Руси. Связано это с тем, что праздник прижился именно у нас, Византия его не знала. Самые ранние из известных икон Покрова относятся к XIII веку.
Уже к следующему столетию сложились два основных извода этой иконы. Московский извод изображает само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми вверх руками, а покров держат парящие пред Ней Ангелы – считается, что это изображение того, чуда которое еженедельно совершалось во Влахернском храме.
Само празднование Покрова Божией Матери было установлено на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155-1174 гг.), тогда же был возведен первый Покровский храм на Руси – Храм Покрова на Нерли.
История праздника такова: как записано в древнем Патерике, это событие произошло в 910 году, во время царствования императора Льва Мудрого, или Философа. В это время Византия переживала трудный период своей истории. Огромное войско сарацин вторглось в пределы империи. И тогда православные вместе с базилевсом и патриархом собрались во Влахернский храм на ночное бдение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: «Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!» В этом храме во Влахернах, на окраине Константинополя, хранилась в драгоценном ковчеге риза Богоматери. И как говорит Церковное Предание, вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским…. И вдруг блаженный Андрей увидел Пресвятую Богородицу. Она шла от западных дверей храма в сопровождении святых пророков, апостолов, Ангелов, славящих Пречистую хвалебными именами. Рядом с Богородицей, поддерживая ее, шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. И Андрей, и Епифаний видели, как Богоматерь преклонила колена и молилась, проливая обильные слезы. Потом вошла в алтарь, снова молилась и, сняв с Себя покрывающий Ее голову омофор (большое головное покрывало), распростерла его над коленопреклоненным перед Ней народом. Житие блаженного Андрея, автором которого был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания, не говорит, когда произошло это чудо. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени «врагов» и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело – средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием. Позднейшее предание связывает его с походом на Византию русских князей. Тогда Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения дружины славян. Их корабли развернулись, и город был спасен. В походе этом участвовал тот самый «вещий» Олег, который прибил «щит на врата Цареграда», и возвратился в родной Киев. До крещения Руси оставалось не больше века.
Теперь событие, которое формально можно назвать военным поражением наших предков, Русская Церковь отмечает как праздник заступничества Божией Матери, ее защиты всех православных христиан. И праздник Покрова стал на Руси одним из самых любимых.