Юродство о Христе и Христа ради

По материалам книги Московского священника Иоанна Ковалевского "Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной русской церкви: исторический очерк и жития сих подвижников благочестия(1902 г.)

 

книга юродстоВ древних переводах на греческий слово оурод часто употреблялось в речи о пророках: юрод бо юродиво свешает, мы юроди Христа ради. Это слово отрицает принадлежность к роду, в то же время обозначая «простый», «глупый».

Юродство о Христе - один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия, какие из любви к Богу и ближним принимали на себя особенные ревнители благочестия. Они добровольно отказывались не только от всех удобств и благ жизни земной, от всех выгод жизни общественной; от родства самого близкого и кровного, но даже отрекались, при полном внутреннем самосознании, - от самого главного отличия человека в ряду земных существ - от обычного употребления разума, добровольно принимая на себя вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Непрестанно возводя очи ума и сердца своего к Богу, постоянно горя духом пред Ним, сии подвижники, подобно древним пророкам, ревнителям славы Божией, не стеснялись говорить резкую правду в глаза сильных мира сего; они своими словами или необычайными поступками то грозно обличали и подобно молнии поражали людей могучих и сильных, но несправедливых и забывающих правду Божию, то подобно весеннему благотворному солнцу радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. Юродивые нередко вращались среди самых порочных членов общества, среди людей погибших в общественном мнении, с целью исправить их и спасти; и многих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра. 

Это были как бы пришельцы из другого мира, не считавшие для себя нужным знать и делать то, что, по общему мнению, составляет необходимую принадлежность жизни земной. Живя в теле, они считали себя как бы бесплотными или в чужом теле. Одеждою для них служило ветхое, раздранное рубище, но нередко отлагали они и этот бедный покров своей наготы. Редко входили и часто не были впускаемы в жилища человеческие, проводили большую часть жизни под открытым небом - на городских площадях и улицах, близ церковной паперти или ограды, на кладбищах, иногда даже на куче сора, страдая от холода, голода, стужи и зноя, и вообще подвергались всякого рода стихийным невзгодам и испытывали всевозможные лишения, неразлучные со скитальческою жизнию.

Даже пустыня, которая учит посту и бдению, «удаляет пресыщение, изнеженность и излишество», уступает юродству. Эти добровольные мученики в брани против себя постоянно умирали для мира плоти и диавола ради жизни во Христе. Даже людей, в последствии достигших святости, в начале их пути старцы предупреждали о том, что для святого юродства требуется особое мужество и предостерегали их от многих опасностей. Какая требуется высокая мудрость, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию и в назидание ближним, в смешном не допускать ничего греховного, в кажущемся неблагопристойном ничего соблазнительного или обидного для других? Как удержать себя от духовной гордости тому, кто, перенося столько оскорблений и лишений, сознает, что все это терпит он невинно и что он совсем не таков, каким его считают многие? 

 

***

1Многие из современников Спасителя считали Его ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, беса имущим и неистовым льстецом* и т.п.; но что нравственно слепотствующий мир сделал по отношению к своему Божественному Учителю, то нередко повторялось и повторяется и относительно преданнейших Его последователей. 

В Святом Писании нет прямых и подробных указаний о всех возможных родах христианского подвижничества, но есть слова о том, что могий вместити да вместит(Мф. XIX, 12). Слово Божие, поучая: святи будит, предлагает в то же время и самый пример божественной святости в лице Подвигоначальника – Христа. 

Первые такие подвижники появились в Египте, в 4 веке. Святой Ефрем Сирин описал жизнь Христа ради юродивой Исидоры, которая подвизалась в то время в Тавенском женском монастыре, где было до 400 инокинь. Служа в поварне, она исполняла всякое послушание для всех сестер, как покорная раба, готовая на всякую службу. Ее так презирали другие инокини, что даже не ели с ней вместе и обращались с нею, как действительно с безумною. Исидора переносила все это терпеливо «с молчанием». Никто не слыхал от нее ни ответа грубого, ни ропота: чем жесточе бранили и унижали ее, тем более она была весела.

Среди первых блаженных, Христа ради юродивых: преподобный Серапион Синдонит, преподобный Виссарион чудотворец, святой Симеон, преподобный Фома, Святой Андрей.

 

***

Бог благоволил, по слову апостола, спасти мир буйством проповеди (1 Кор. I, 21), «впрочем, буйством не действительным, но кажущимся, ибо истинное буйство (безумие) не неопытность в слове, но неимение веры, - и для принимающих его с верою это «мнимое буйство» есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. I, 24).

Св. Иоанн Златоуст: «Бог даровал разум для того, чтобы он познавал и принимал сообщаемое от Бога, а не для того, чтобы он считал самого себя достаточным для себя.» 

2

Покорение разума вере не только не стесняет свободы мысли и не означает верования слепого, но, напротив, требует, чтобы наш разум свободно, самостоятельно, относился к истинам веры. Выражение слепо веровать не свойственно вере христианской, которая по существу есть свет для просвещения (Лк. II, 32; Ин. I, 9) всех народов (Мф. XXVIII, 19) и ум для познания истины (I Тим. II, 4).

Разум – главная и основная руководительная сила всех прочих сил и способностей души, посредством которой обнаруживается ее внутренняя жизнь и деятельность. 

Блаженный Иероним: «Око души, светильник ее, есть разум. По мере развития и возвышения этой высшей силы - разума, душа наша ощущает как бы некоторое просветление, сознает свое достоинство и полноту жизни; напротив, по мере упадка и стеснения этой силы, упадает и как бы сокращается сама душа, она находится в состоянии томления, страдания и смерти».

Чтобы развить и возвысить свой разум, нужно прежде всего очистить его от страстных помыслов, потом необходимо «хорошо изучить истины небесного учения, углубить их и свое сознание и утвердиться в них духом», а затем уже охранять его от притока помыслов суетных, нечистых, от пристрастия к земному. 

Эта «тайная борьба» – подвиг и притом подвиг столь великий и важный, что разве только тот может не понимать всей его трудности, кто не брался за него и совсем не наблюдал за собою. Пример: молитвенное правило мирян, на которое и так отводится мало времени, но разве все оно всецело принадлежит Богу? Разбегающиеся мысли, воспоминания о несделанных будничных делах означают, что ум еще слаб, не властвует полностью над душой. Собраться с мыслями значит победить порчу своего естества, возвыситься над грехом и выйти из состояния падения.

Блаженный Феодорит в своей «Истории Боголюбцев» говорит: «Победу святым над плотню, миром и диаволом доставила не природа, сама смертная и исполненная бесчисленных страстей, а разум, привлекший к себе благодать Божию.»

Рассматривая жизнь юродивых, убеждаемся, что несомненно она текла у них в строгом, безусловном подчинении этому «высшему руководителю» - разуму. Отсюда внутреннее отношение юродивых к уму было естественное: они отрешались от ума, когда деятельность их переходила во внешнюю жизнь. Тем самым они расширяли круг деятельности ума, посвященный Богу, действовали единственно для Бога. А свойство любви к Богу таково, что, преисполнив собою сердце христианина, она заставляет его забыть и себя, и все земное, чтобы тем совершеннее жить для Бога, «быть чистым орудием воли Божией, совершенным органом жизни божественной». 

 

***

4Само время, когда являлись юродивые, объясняет нам значение их нравственной деятельности. Это были времена нравственного упадка, когда положительные уроки нравственности мало могли иметь значения. 

В христианстве - в царстве Христовом, в царстве любви, каждый член должен заботиться не только о собственном спасении, но и о спасении всех: да ecu живот имут (Ин. X, 10). 

Совершенно свободные от рабства внешнему, чувственному, всему земному, нисколько не сообразовавшиеся с веком сим (Рим. XII, 2), - юродивые имели ближайшею целью и самым неотразимым, жизненным примером своим назидали, чтобы и все другие не увлекались ничем земным, заботились о высших целях жизни. В их жизнеописаниях находим ясные указания на то, что они имели дар предсказывать будущее и нередко отвращали гнев Божий от своих современников, тех самых своих собратий, у которых они были в поношении и посмеянии. 

Однако что видели современники со стороны? Большею частью неразумные поступки, беснования, иногда нарушение священных для христианина правил и постановлений церкви. Даже открыто обращаясь и помогая людям, они поступали загадочно, таинственно, иносказательно; если же когда и прямо говорили, то под строгим запретом рассказывать о произошедшем.

 

Юродивые русской Православной Церкви

Подвижничество на Руси было «воспроизведением подвижничества греческого». Вместе с христианством русские заимствовали из Церкви Восточной и подвижничество с его разнообразными видами.

8

Вследствие неблагоприятных исторических условий и особенностей религиозного склада, при отсутствии большею частию просвещения, древнерусское общество нередко страдало от неправды, корыстолюбия, эгоизма, личного произвола, от притеснения и угнетения бедных и слабых богатыми и сильными. В таких тяжких обстоятельствах, истинными печаловниками русского народа являлись Христа ради юродивые.  Действительно, ни в какой другой стране подвиг юродства так не процветал, как в Древней Руси: в XIV, XV и XVI веках мы видим несколько сих великих подвижников, совершавших свое и других спасение под видом юродства.

Юродство Христа ради у нас - на Руси, по преимуществу, народный подвиг или особенно любимый народом. Простой народ питал к юродивым – «Божьим людям» – особенное доверие: ибо они, вышедши большею частью из среды его, нередко были единственными обличителями нечестивых, утешителями и защитниками несчастных, без вины страдавших.

Однако начиная с XVI века имеем ясные указания на мнимых юродивых, как об этом говорит наш историк, преосвященный Филарет: «В XVI столетии на трудном пути юродства много являлось путников, но являлись и неосторожные, ко вреду себе и к посрамлению святого пути». 

В начале XVIII века в обеих столицах и в других городах России развелось особенно много мнимо-юродивых, кликуш и подобных им обманщиков, которые пользовались народным легковерием. Во многом это было обусловлено борьбой Петра I с народными суевериями, часто затрагивавшей и веру. Церковная власть времен Петра I преследовала лжеюродивых, как об этом говорят постановления Священного Синода 1722 года «О помещении мнимо-юродивых (ханжей) в монастыри с употреблением их в труд до конца жизни»; указом 1732 года воспрещалось «впускать юродивых в кощунных одеждах в церкви».

Спаси Господи всех благотворителей и жертвователей нашего храма: Татиану, Анну, Антонину, Елену, Зою, Марию, Людмилу и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие, и сохрани их на многая и благая лета!

Онлайн-казино Вавада известно не только высококачественными играми и честной системой, но и активным участием в социальных проектах. Одним из направлений такой деятельности стало сотрудничество с Храмом в Братцево. Эта инициатива подчёркивает ответственность и желание Вавада вносить вклад в культурное и духовное развитие общества, объединяя азартные развлечения и благотворительность в единое целое.