Юродство о Христе и Христа ради

По материалам книги Московского священника Иоанна Ковалевского "Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной русской церкви: исторический очерк и жития сих подвижников благочестия(1902 г.)

 

книга юродстоВ древних переводах на греческий слово оурод часто употреблялось в речи о пророках: юрод бо юродиво свешает, мы юроди Христа ради. Это слово отрицает принадлежность к роду, в то же время обозначая «простый», «глупый».

Юродство о Христе - один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия, какие из любви к Богу и ближним принимали на себя особенные ревнители благочестия. Они добровольно отказывались не только от всех удобств и благ жизни земной, от всех выгод жизни общественной; от родства самого близкого и кровного, но даже отрекались, при полном внутреннем самосознании, - от самого главного отличия человека в ряду земных существ - от обычного употребления разума, добровольно принимая на себя вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Непрестанно возводя очи ума и сердца своего к Богу, постоянно горя духом пред Ним, сии подвижники, подобно древним пророкам, ревнителям славы Божией, не стеснялись говорить резкую правду в глаза сильных мира сего; они своими словами или необычайными поступками то грозно обличали и подобно молнии поражали людей могучих и сильных, но несправедливых и забывающих правду Божию, то подобно весеннему благотворному солнцу радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. Юродивые нередко вращались среди самых порочных членов общества, среди людей погибших в общественном мнении, с целью исправить их и спасти; и многих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра. 

Это были как бы пришельцы из другого мира, не считавшие для себя нужным знать и делать то, что, по общему мнению, составляет необходимую принадлежность жизни земной. Живя в теле, они считали себя как бы бесплотными или в чужом теле. Одеждою для них служило ветхое, раздранное рубище, но нередко отлагали они и этот бедный покров своей наготы. Редко входили и часто не были впускаемы в жилища человеческие, проводили большую часть жизни под открытым небом - на городских площадях и улицах, близ церковной паперти или ограды, на кладбищах, иногда даже на куче сора, страдая от холода, голода, стужи и зноя, и вообще подвергались всякого рода стихийным невзгодам и испытывали всевозможные лишения, неразлучные со скитальческою жизнию.

Даже пустыня, которая учит посту и бдению, «удаляет пресыщение, изнеженность и излишество», уступает юродству. Эти добровольные мученики в брани против себя постоянно умирали для мира плоти и диавола ради жизни во Христе. Даже людей, в последствии достигших святости, в начале их пути старцы предупреждали о том, что для святого юродства требуется особое мужество и предостерегали их от многих опасностей. Какая требуется высокая мудрость, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию и в назидание ближним, в смешном не допускать ничего греховного, в кажущемся неблагопристойном ничего соблазнительного или обидного для других? Как удержать себя от духовной гордости тому, кто, перенося столько оскорблений и лишений, сознает, что все это терпит он невинно и что он совсем не таков, каким его считают многие? 

 

***

1Многие из современников Спасителя считали Его ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, беса имущим и неистовым льстецом* и т.п.; но что нравственно слепотствующий мир сделал по отношению к своему Божественному Учителю, то нередко повторялось и повторяется и относительно преданнейших Его последователей. 

В Святом Писании нет прямых и подробных указаний о всех возможных родах христианского подвижничества, но есть слова о том, что могий вместити да вместит(Мф. XIX, 12). Слово Божие, поучая: святи будит, предлагает в то же время и самый пример божественной святости в лице Подвигоначальника – Христа. 

Первые такие подвижники появились в Египте, в 4 веке. Святой Ефрем Сирин описал жизнь Христа ради юродивой Исидоры, которая подвизалась в то время в Тавенском женском монастыре, где было до 400 инокинь. Служа в поварне, она исполняла всякое послушание для всех сестер, как покорная раба, готовая на всякую службу. Ее так презирали другие инокини, что даже не ели с ней вместе и обращались с нею, как действительно с безумною. Исидора переносила все это терпеливо «с молчанием». Никто не слыхал от нее ни ответа грубого, ни ропота: чем жесточе бранили и унижали ее, тем более она была весела.

Среди первых блаженных, Христа ради юродивых: преподобный Серапион Синдонит, преподобный Виссарион чудотворец, святой Симеон, преподобный Фома, Святой Андрей.

 

***

Бог благоволил, по слову апостола, спасти мир буйством проповеди (1 Кор. I, 21), «впрочем, буйством не действительным, но кажущимся, ибо истинное буйство (безумие) не неопытность в слове, но неимение веры, - и для принимающих его с верою это «мнимое буйство» есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. I, 24).

Св. Иоанн Златоуст: «Бог даровал разум для того, чтобы он познавал и принимал сообщаемое от Бога, а не для того, чтобы он считал самого себя достаточным для себя.» 

2

Покорение разума вере не только не стесняет свободы мысли и не означает верования слепого, но, напротив, требует, чтобы наш разум свободно, самостоятельно, относился к истинам веры. Выражение слепо веровать не свойственно вере христианской, которая по существу есть свет для просвещения (Лк. II, 32; Ин. I, 9) всех народов (Мф. XXVIII, 19) и ум для познания истины (I Тим. II, 4).

Разум – главная и основная руководительная сила всех прочих сил и способностей души, посредством которой обнаруживается ее внутренняя жизнь и деятельность. 

Блаженный Иероним: «Око души, светильник ее, есть разум. По мере развития и возвышения этой высшей силы - разума, душа наша ощущает как бы некоторое просветление, сознает свое достоинство и полноту жизни; напротив, по мере упадка и стеснения этой силы, упадает и как бы сокращается сама душа, она находится в состоянии томления, страдания и смерти».

Чтобы развить и возвысить свой разум, нужно прежде всего очистить его от страстных помыслов, потом необходимо «хорошо изучить истины небесного учения, углубить их и свое сознание и утвердиться в них духом», а затем уже охранять его от притока помыслов суетных, нечистых, от пристрастия к земному. 

Эта «тайная борьба» – подвиг и притом подвиг столь великий и важный, что разве только тот может не понимать всей его трудности, кто не брался за него и совсем не наблюдал за собою. Пример: молитвенное правило мирян, на которое и так отводится мало времени, но разве все оно всецело принадлежит Богу? Разбегающиеся мысли, воспоминания о несделанных будничных делах означают, что ум еще слаб, не властвует полностью над душой. Собраться с мыслями значит победить порчу своего естества, возвыситься над грехом и выйти из состояния падения.

Блаженный Феодорит в своей «Истории Боголюбцев» говорит: «Победу святым над плотню, миром и диаволом доставила не природа, сама смертная и исполненная бесчисленных страстей, а разум, привлекший к себе благодать Божию.»

Рассматривая жизнь юродивых, убеждаемся, что несомненно она текла у них в строгом, безусловном подчинении этому «высшему руководителю» - разуму. Отсюда внутреннее отношение юродивых к уму было естественное: они отрешались от ума, когда деятельность их переходила во внешнюю жизнь. Тем самым они расширяли круг деятельности ума, посвященный Богу, действовали единственно для Бога. А свойство любви к Богу таково, что, преисполнив собою сердце христианина, она заставляет его забыть и себя, и все земное, чтобы тем совершеннее жить для Бога, «быть чистым орудием воли Божией, совершенным органом жизни божественной». 

 

***

4Само время, когда являлись юродивые, объясняет нам значение их нравственной деятельности. Это были времена нравственного упадка, когда положительные уроки нравственности мало могли иметь значения. 

В христианстве - в царстве Христовом, в царстве любви, каждый член должен заботиться не только о собственном спасении, но и о спасении всех: да ecu живот имут (Ин. X, 10). 

Совершенно свободные от рабства внешнему, чувственному, всему земному, нисколько не сообразовавшиеся с веком сим (Рим. XII, 2), - юродивые имели ближайшею целью и самым неотразимым, жизненным примером своим назидали, чтобы и все другие не увлекались ничем земным, заботились о высших целях жизни. В их жизнеописаниях находим ясные указания на то, что они имели дар предсказывать будущее и нередко отвращали гнев Божий от своих современников, тех самых своих собратий, у которых они были в поношении и посмеянии. 

Однако что видели современники со стороны? Большею частью неразумные поступки, беснования, иногда нарушение священных для христианина правил и постановлений церкви. Даже открыто обращаясь и помогая людям, они поступали загадочно, таинственно, иносказательно; если же когда и прямо говорили, то под строгим запретом рассказывать о произошедшем.

 

Юродивые русской Православной Церкви

Подвижничество на Руси было «воспроизведением подвижничества греческого». Вместе с христианством русские заимствовали из Церкви Восточной и подвижничество с его разнообразными видами.

8

Вследствие неблагоприятных исторических условий и особенностей религиозного склада, при отсутствии большею частию просвещения, древнерусское общество нередко страдало от неправды, корыстолюбия, эгоизма, личного произвола, от притеснения и угнетения бедных и слабых богатыми и сильными. В таких тяжких обстоятельствах, истинными печаловниками русского народа являлись Христа ради юродивые.  Действительно, ни в какой другой стране подвиг юродства так не процветал, как в Древней Руси: в XIV, XV и XVI веках мы видим несколько сих великих подвижников, совершавших свое и других спасение под видом юродства.

Юродство Христа ради у нас - на Руси, по преимуществу, народный подвиг или особенно любимый народом. Простой народ питал к юродивым – «Божьим людям» – особенное доверие: ибо они, вышедши большею частью из среды его, нередко были единственными обличителями нечестивых, утешителями и защитниками несчастных, без вины страдавших.

Однако начиная с XVI века имеем ясные указания на мнимых юродивых, как об этом говорит наш историк, преосвященный Филарет: «В XVI столетии на трудном пути юродства много являлось путников, но являлись и неосторожные, ко вреду себе и к посрамлению святого пути». 

В начале XVIII века в обеих столицах и в других городах России развелось особенно много мнимо-юродивых, кликуш и подобных им обманщиков, которые пользовались народным легковерием. Во многом это было обусловлено борьбой Петра I с народными суевериями, часто затрагивавшей и веру. Церковная власть времен Петра I преследовала лжеюродивых, как об этом говорят постановления Священного Синода 1722 года «О помещении мнимо-юродивых (ханжей) в монастыри с употреблением их в труд до конца жизни»; указом 1732 года воспрещалось «впускать юродивых в кощунных одеждах в церкви».

.

Спаси Господи всех благотворителей и жертвователей нашего храма: Лидию, Анну, Людмилу, Анну, Иоанна, Димитрия, Светлану, Дарию, Татьяну, Ксению, Иоанна, Валерия, Людмилу, Олега, Марию, Ольгу, Никиту, т. б. Наталью, Алексия, Киру, Анастасию, Елисавету, Дарию, Елену, Николая, Димитрия, Лидию, Валерия, Нику, Анастасию, Иулию, Игоря, Лидию, Марию, Екатерину, Нику, Никиту, Нику, Иоанна, Людмилу, Нику, Марию, непраздную Анну, Никиту, Никиту, Вячеслава, Марию, Георгия, Максима, Нику, Ивету, Никиту, Вячеслава, Максима, Сергия, Марию, Нику, Ларису, Людмилу, Нику, Димитрия, Нику, Антонину, Елену, Нику, Иоанна, Анну, Максима, Ольгу, Ларису, Сергия, Андрея, Валентину, Татиану, Елену, Елену, Виктора, Валентину, Лидию, Надежду, Наталию, Алексия, Людмилу и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие, и сохрани их на многая и благая лета!