Спасо-Андроников монастырь (музей им. Андрея Рублёва)
30 января молодежный клуб «Образ» собрался в очередной раз, чтобы посетить Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Поездка началась очень неспешно. Больше половины участников присоединились к нам уже по дороге в Спасо-Андроников монастырь, а сам путь до него оказался чрезвычайно извилистым: по лужам Таганского района, мимо летящих с крыш домов глыбин льда, за непринужденной беседой мы вышли к Покровскому женскому монастырю только после большого крюка, призванного оградить нас от взглядов на Саентологическую церковь. Добрались мы до белых стен бывшего мужского монастыря, когда уже стало смеркаться.
Остановились у памятника преподобному Андрею Рублеву, распугали парочку упитанных котов, получили бесплатный входной билет на всю нашу группу из 10 человек – и направились в музей, расположенный в здании церкви Архангела Михаила. Своеобразие экспозиции кажется очевидным: собрание икон на стенах восстановленного храма, – но очень сложно найти правильные слова, чтобы описать пространство, в которое мы попали. Пустынное, но очень живое, в то же время строгое и замершее во времени. Трепет с оттенком горечи охватывает, когда смотришь на икону XV века и знаешь, что опустив глаза, можно прочитать краткую информацию о ней, словно это обычная картина.
Но наш поход не был бы столь познавательным, если бы не новые участницы «Образа»: нашими экскурсоводами стали три будущих специалиста в области иконописи. Настя, художник-реставратор по призванию, начала с неожиданного для любого, даже не воцерковленного человека, вопроса: из чего состоит икона? Так мы узнали, что каноническая икона делается из досок, полежавших несколько лет и скрепленных с помощью шпонок, на которые наклеивается специальная ткань, «паволока». Ее грунтуют специальным составом, «левкасом», а после написания лика икону покрывают слоем олифы. К сожалению, такого подхода придерживались лишь до XVII века. К современным реставраторам (в своем нынешнем виде техника восстановления, а не обновления икон появилась только в XX веке) чаще попадают более «молодые» иконы, во многом из-за использованных материалов (например, в советские времена вместо паволоки в ход шли обычные газеты). Почерневшая икона может состоять из нескольких слоев, написанных один поверх другого, но иногда, чтобы увидеть сокрытый лик, услуг реставратора не требуется: существуют старинные иконы, которые проявлялись без участия человеческих рук, чудом.
Затронули мы и символику цвета – особый язык икон, отсылающий к основам Святого Писания. Одежды Спасителя, красный хитон с синей гиматией сверху, означают принятие Богом Сыном человеческой природы: небесная божественность соединяется с пурпуром земного страдания. Цвета одежд Девы Марии, святых те же, но их порядок указывает на обожение, или теозис – достижение человеком соединения с Богом. Алый цвет страниц Евангелия, как и цвет одежд, символизирует царственность.
Открытием для некоторых стало осознание того, что иконы пишутся с обратной перспективой. Использование художником этого особого умения дарит иконописным ликам свойство «смотреть» на человека, вовлекать его, становящегося точкой, в пространство иконы. Вспомнилась мысль святых отцов о том, что обратная перспектива как качество зрения была свойственна Адаму, но он утратил её с грехопадением.
Конечно, делились мы и сюжетами, связанными с разными иконами, и пробовали вспоминать жития святых по клеймам их икон. Один из основных типов Богородичных икон – Одигитрия, или Путеводительница. Первым этот образ написал евангелист Лука, а к самым почитаемым и любимым на Руси иконам этого типа относятся Смоленская, Казанская и Иверская иконы Божией Матери. «Спас в силах» изображает Христа в конце времен: Он восседает на престоле, намеченном на соединенных воедино геометрических фигурах. Красный квадрат указует на четыре стороны света, голубой овал с проступающими на нем, неуловимыми и тонкими ангельскими ликами возвещает о Царствии Небесном, а красный ромб символизирует человека. Под суровым взглядом Спаса Нерукотворного мы «прочитали» икону Святой Троицы: в ней символы, называющие ипостаси триединого Бога, раскрываются за спинами трех ангелов.
Время пролетело быстро, незаметно до закрытия музея осталось меньше часа, и нам пришлось быстро пробежать по остальным этажам, передохнув только в лекционном зале, в котором часть иконостаса оказалась закрыта экраном для проектора. Несколько фото на память, и на первом этаже обнаруживается потайной закуток. В нем несколько икон в облачениях, с жемчугом и бархатом, витрина с сохранившимися старинными книгами Священного Писания.
***
Бездонность ночного неба смягчена обрывками белых облаков. В Спасском соборе уже началось Всенощное бдение, и мы не можем уйти, не присоединившись к общей молитве. Пар изо рта, отблески свечей на золоте иконостаса, уходящие ввысь, в темноту стены, лишенные росписей, – мгновения, запечатленные в памяти, напоминают о чуде возвращения, радости служения. Один из древнейших православных храмов Москвы, он был основан в XIV веке и украшен фресками Андрея Рублева, но при советской власти сердце обители оказалось под угрозой полного разрушения. И все же первая Литургия после семидесяти лет молчания возродила дух, веками царивший в его стенах. Это дает надежду на то, что со временем весь монастырь, как и духовность, соборность нашего народа, сможет возвратиться к жизни, полной и бьющей ключом.
Анастасия Перова