Спасо-Андроников монастырь (музей им. Андрея Рублёва)

30 января молодежный клуб «Образ» собрался в очередной раз, чтобы посетить Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Поездка началась очень неспешно. Больше половины участников присоединились к нам уже по дороге в Спасо-Андроников монастырь, а сам путь до него оказался чрезвычайно извилистым: по лужам Таганского района, мимо летящих с крыш домов глыбин льда, за непринужденной беседой мы вышли к Покровскому женскому монастырю только после большого крюка, призванного оградить нас от взглядов на Саентологическую церковь. Добрались мы до белых стен бывшего мужского монастыря, когда уже стало смеркаться.

Остановились у памятника преподобному Андрею Рублеву, распугали парочку упитанных котов, получили бесплатный входной билет на всю нашу группу из 10 человек – и направились в музей, расположенный в здании церкви Архангела Михаила. Своеобразие экспозиции кажется очевидным: собрание икон на стенах восстановленного храма, – но очень сложно найти правильные слова, чтобы описать пространство, в которое мы попали. Пустынное, но очень живое, в то же время строгое и замершее во времени. Трепет с оттенком горечи охватывает, когда смотришь на икону XV века и знаешь, что опустив глаза, можно прочитать краткую информацию о ней, словно это обычная картина. 2

Но наш поход не был бы столь познавательным, если бы не новые участницы «Образа»: нашими экскурсоводами стали три будущих специалиста в области иконописи. Настя, художник-реставратор по призванию, начала с неожиданного для любого, даже не воцерковленного человека, вопроса: из чего состоит икона? Так мы узнали, что каноническая икона делается из досок, полежавших несколько лет и скрепленных с помощью шпонок, на которые наклеивается специальная ткань, «паволока». Ее грунтуют специальным составом, «левкасом», а после написания лика икону покрывают слоем олифы. К сожалению, такого подхода придерживались лишь до XVII века. К современным реставраторам (в своем нынешнем виде техника восстановления, а не обновления икон появилась только в XX веке) чаще попадают более «молодые» иконы, во многом из-за использованных материалов (например, в советские времена вместо паволоки в ход шли обычные газеты). Почерневшая икона может состоять из нескольких слоев, написанных один поверх другого, но иногда, чтобы увидеть сокрытый лик, услуг реставратора не требуется: существуют старинные иконы, которые проявлялись без участия человеческих рук, чудом.

Затронули мы и символику цвета – особый язык икон, отсылающий к основам Святого Писания. Одежды Спасителя, красный хитон с синей гиматией сверху, означают принятие Богом Сыном человеческой природы: небесная божественность соединяется с пурпуром земного страдания. Цвета одежд Девы Марии, святых те же, но их порядок указывает на обожение, или теозис – достижение человеком соединения с Богом. Алый цвет страниц Евангелия, как и цвет одежд, символизирует царственность.

3 Открытием для некоторых стало осознание того, что иконы пишутся с обратной перспективой. Использование художником этого особого умения дарит иконописным ликам свойство «смотреть» на человека, вовлекать его, становящегося точкой, в пространство иконы. Вспомнилась мысль святых отцов о том, что обратная перспектива как качество зрения была свойственна Адаму, но он утратил её с грехопадением.

Конечно, делились мы и сюжетами, связанными с разными иконами, и пробовали вспоминать жития святых по клеймам их икон. Один из основных типов Богородичных икон – Одигитрия, или Путеводительница. Первым этот образ написал евангелист Лука, а к самым почитаемым и любимым на Руси иконам этого типа относятся Смоленская, Казанская и Иверская иконы Божией Матери. «Спас в силах» изображает Христа в конце времен: Он восседает на престоле, намеченном на соединенных воедино геометрических фигурах. Красный квадрат указует на четыре стороны света, голубой овал с проступающими на нем, неуловимыми и тонкими ангельскими ликами возвещает о Царствии Небесном, а красный ромб символизирует человека. Под суровым взглядом Спаса Нерукотворного мы «прочитали» икону Святой Троицы: в ней символы, называющие ипостаси триединого Бога, раскрываются за спинами трех ангелов. 1

Время пролетело быстро, незаметно до закрытия музея осталось меньше часа, и нам пришлось быстро пробежать по остальным этажам, передохнув только в лекционном зале, в котором часть иконостаса оказалась закрыта экраном для проектора. Несколько фото на память, и на первом этаже обнаруживается потайной закуток. В нем несколько икон в облачениях, с жемчугом и бархатом, витрина с сохранившимися старинными книгами Священного Писания.

 

***

Бездонность ночного неба смягчена обрывками белых облаков. В Спасском соборе уже началось Всенощное бдение, и мы не можем уйти, не присоединившись к общей молитве. Пар изо рта, отблески свечей на золоте иконостаса, уходящие ввысь, в темноту стены, лишенные росписей, – мгновения, запечатленные в памяти, напоминают о чуде возвращения, радости служения. Один из древнейших православных храмов Москвы, он был основан в XIV веке и украшен фресками Андрея Рублева, но при советской власти сердце обители оказалось под угрозой полного разрушения. И все же первая Литургия после семидесяти лет молчания возродила дух, веками царивший в его стенах. Это дает надежду на то, что со временем весь монастырь, как и духовность, соборность нашего народа, сможет возвратиться к жизни, полной и бьющей ключом.

 Анастасия Перова 

 

 

.

Спаси Господи всех благотворителей и жертвователей нашего храма: Лидию, Анну, Людмилу, Анну, Иоанна, Димитрия, Светлану, Дарию, Татьяну, Ксению, Иоанна, Валерия, Людмилу, Олега, Марию, Ольгу, Никиту, т. б. Наталью, Алексия, Киру, Анастасию, Елисавету, Дарию, Елену, Николая, Димитрия, Лидию, Валерия, Нику, Анастасию, Иулию, Игоря, Лидию, Марию, Екатерину, Нику, Никиту, Нику, Иоанна, Людмилу, Нику, Марию, непраздную Анну, Никиту, Никиту, Вячеслава, Марию, Георгия, Максима, Нику, Ивету, Никиту, Вячеслава, Максима, Сергия, Марию, Нику, Ларису, Людмилу, Нику, Димитрия, Нику, Антонину, Елену, Нику, Иоанна, Анну, Максима, Ольгу, Ларису, Сергия, Андрея, Валентину, Татиану, Елену, Елену, Виктора, Валентину, Лидию, Надежду, Наталию, Алексия, Людмилу и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие, и сохрани их на многая и благая лета!